Основная проблема копоти не в самой чёрной копоти, которую мы видим, потому что это самая обычная сажа, углерод в чистом виде. Основная проблема в том, что чёрная копоть — это признак того, что топливо не сгорает полностью в двигателе. Чаще всего это происходит при недостатке кислорода в смеси, например при резких форсированиях нетурбированного атмосферного дизельного двигателя. Современные электронные системы управления двигателем умеют это частично компенсировать, например изменением момента зажигания.
Так вот недогорание топливной смеси чревато не столько визуальными и вообщем то безвредными эффектами в виде чёрного тумана, сколько тем, что при плохом окислении топлива образуется очень много соединений CO/CO2. Именно в этом опасность, а не в саже. Да, если летит копоть, то однозначно идёт превышение по CO/CO2.
Зависит ли копоть (ну и угарный газ) от качества топлива? Зависит, но в меньшей степени, чем правильность настройки зажигания двигателя. В нашу область, по моему, не поставляют на заправки "полярную" солярку, которая на половину состоит из чистого керосина и в которой меньше тяжёлых фракций. Такая солярка конечно сгорает лучше, но она дороже. То что на заправках идёт как "зимнее ДТ" это ещё не "полярка", но тоже содержит больше летучих фракций.
Что касается экологического класса топлива, так вот оно никак не влияет на образование или необразование копоти. Евро классы экологической безопасности в первую очередь ограничивают содержание токсичной серы и её соединений в топливе. Для тех кто не в курсе, нефть добывается всегда с большим содержанием серы, в частности с сероводородом, потом идёт процесс многоступенчатой очистки нефти от серы и потом получение ректификацией самого топлива. У серы (в виде соединений) есть два основных свойства: положительное - смазывающий эффект самого топлива, что повышает ресурс двигателя и отрицаательное: токсичность.
Современное ДТ не содержит серы и его соединений (при Евро5 = 0,000 %) или содержит крайне малые его количества. Так же как и бензин. Кроме того, тетроэтилсвинец, использовавшийся одно время для снижения детонационных свойств бензина, так же сейчас не используется. Так что экологичность топлива никак не влияет на его сгораемость в двигателе.
Вообще почти любой атмосферный дизель, при утапливании газа в пол, выдаст чёрное облако. Проблема вообще то решена уже давно, необходимо сделать так, что бы независимо от интенсивности подачи топлива, ему всегда хватало кислорода для окисления. Это установка турбин на дизеля. По Крыму вон очень лихо ползают по 10-16% градиентам маленькие автобусы Богданы, размером на полметра меньше ПАЗика, только в Богданах стоят турбированные дизеля Исудзу и потому они почти не коптят, по крайней мере я ни разу не видел.